01.09.2022
Повышенная
тревожность учащихся 5-х классов.
Причины,
которые могут привести к страху перед публичными ответами на уроках:
1.Незнание,
непонимание учебного материала. Невозможно хоть что-либо ответить, если ты в
принципе не знаешь, что отвечать. Как говорится, если знал, да забыл – это ещё
полбеды, а вот если не знал и ещё забыл…
2.
Проблемы с речью: неправильное звукопроизношение, заикание и т.п.
нарушения могут привести к тому, что ребёнок комплексует и замыкается, становится
неуверенным и как может избегает неприятной ситуации (т.е. просто молчит).
3. Неуверенность
в себе как черта характера, высокий уровень тревожности у ребёнка.
4. Низкий
социометрический статус ребёнка в классном коллективе (когда сверстники
«гнобят» его и любое его действие может вызвать насмешки, издёвки, обзывания, а
иногда и физическую агрессию).
5.Чересчур
высокие требования к ребёнку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он
соответствовал их порой нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на
ошибку, ругая и наказывая за любой промах.
6. Неправильное поведение педагога. То, как учитель относится к ученику, что именно и каким тоном он говорит, какой у него взгляд, поза – всё это очень сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, если он завышает требования к конкретному ребёнку (то есть не учитывает индивидуальные особенности), то некоторые дети могут испытывать страх или даже панический ужас перед ответами на уроках.
Профилактика тревожности – рекомендации родителям:
1. Общаясь
с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например,
нельзя говорить ребенку: “Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!”).
2. Будьте
последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то,
что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте
возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если
ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите
ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте
похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и
принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким-либо объективным причинам
ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили
ему радость и он не чувствовал себя ущемленным. Если родители не удовлетворены
поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в
любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда
проявятся все его многочисленные таланты.
Шпаргалка для взрослых
или правила работы с тревожными детьми:
1. Избегайте
состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный
контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению
самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по
имени.
6. Демонстрируйте образцы
уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных
требований.
8. Будьте последовательны в
воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как
можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в
крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка,
наказывая его.