01.09.2022
Рекомендации подростку
Важным моментом в работе по профилактике и
преодолению ситуативной тревожности у подростков является снятие внутренних
зажимов, обретение ребенком двигательной свободы, пластики движений. Существует
множество приемов работы с учащимися:
1. «Настройка на определенное эмоциональное
состояние». Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное
эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким либо
характерным жестом; спокойное, расслабленное - с другим, а уверенное,
«побеждающее» - с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем
второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.
2. «Приятное воспоминание». Школьнику предлагается
представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и
как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
3. «Использование роли». В трудной ситуации
школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания, войти в эту
роль и действовать как бы «в его образе». (Этот прием оказывается особенно
эффективным для юношей).
4. «Контроль голоса и жестов». Школьнику
объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние
человека. Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное
влияние - успокаивать, придавать уверенность. Указывают на необходимость
тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков
«Улыбка» Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дают ряд
стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняют значение улыбки
для снятия нервно - мышечного напряжения.
5. «Дыхание». Рассказывают о значении ритмичного
дыхания, предлагают способы использования дыхания для снятия напряжения,
например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения
сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать
глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд. Эти и другие приемы являются
достаточно эффективными, прежде всего, для учащихся, испытывающих так
называемую «ситуативную тревогу».
Таким образом, работу по ситуативной тревожности
следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов ситуативной
тревожности. Главная цель такой работы - не избавить ребенка от всех тревог, а
научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в
сложных ситуациях, а искать и находить решение задач, которые будет ставить
перед ним жизнь.
Ccылка на видео